?

Поиск среди
20459 специалистов в Росcии

Каждому публичному человеку — по спичрайтеру

Услуги спичрайтераПрофессия спичрайтера (от английского «speech writer» — «пишущий речи») не нова сама по себе, но только в последние годы обрела такую значимость, какой никогда раньше не обладала. В эпоху информации, когда у каждого публичного человека — политика, деятеля культуры и искусства, учёного, бизнесмена — есть необходимость постоянно общаться с аудиторией, спичрайтеры востребованы как никогда.

Предпосылки и актуальность профессии сегодня

История профессии уходит корнями в древность. Современный период — это в основном XX и XXI век. Изначально спичрайтеры писали речи в первую очередь для политиков. Количество выступлений на порядок возросло с появлением коммуникационных технологий — радио и телевидения. Всё больше людей, которые постоянно заняты своим делом, но при этом должны также общаться с массовой аудиторией, нуждались в услугах настоящих профессионалов, готовых составить ёмкую и продуманную речь без лишних фраз.

В эпоху Интернета общение любого публичного лица со своей аудиторией приобретает регулярный, систематический характер. Иметь собственный видеоблог считает необходимым почти каждый публичный человек. Вот только читать текст на камеру или выступать перед залом для многих проще, чем написать сам текст. Отсутствие времени и возможности писать речи самостоятельно, однако, не означает, что на карьере надо ставить крест — достаточно найти хорошего спичрайтера.

История профессии спичрайтер

Условия сотрудничества и финансовые вопросы

Спичрайтер может сотрудничать с заказчиком в разных формах:

  • фриланс — самый простой и необременительный вариант, как правило работа через Интернет. Минимум взаимных обязательств, но и на высокую плату рассчитывать не придётся. Как правило, спичрайтер-фрилансер работает на нескольких заказчиков параллельно, выполняя заказы по мере надобности и получая от 1000 рублей за спич, в зависимости от объёма и сложности (а также от уровня, на котором речь будет произноситься);
  • сотрудник агентства — не самая распространённая форма, но довольно удобная. Как правило, спичрайтер сотрудничает в этом случае с копирайтерами, маркетологами, психологами и другими специалистами, что облегчает его работу. Агентства могут заниматься оказанием услуг для сайтов, имиджмейкингом, пиаром и другими подобными услугами. Постоянный сотрудник такой организации может рассчитывать на некоторые гарантии благодаря договору и получать от 15 до 50 тысяч рублей в месяц;
  • личный спичрайтер — мечта для большинства людей, выбравших данный профессиональный путь. Наряду с другими специалистами, сотрудничающими напрямую с публичной персоной, спичрайтер должен в этом случае выполнять заказы своего начальника по первому требованию. Но и оплата будет достойной — от минимума в 50 тысяч до сумм в 300 и более тысяч в месяц (смотря какую должность занимает заказчик).

В отличие от копирайтеров, спичрайтеры получают оплату не за объём, а за готовые тексты. Оплата может сильно варьироваться и устанавливаться на договорной основе.

Целевая аудитория

Разумеется, речи нужны в первую очередь политикам, от президента до депутата городского совета. Однако сегодня не только политики ведут видеоблоги и выступают перед залами. Это ещё и деятели культуры, главы различных учреждений, бизнесмены, учёные, люди искусства. Как правило, их всех объединяет нехватка времени. Поэтому задача спичрайтера состоит в том, чтобы максимально точно узнать требования заказчика перед тем, как приступать к работе. Особенно это актуально в ситуациях, когда составлять речь надо прямо к выступлению, ведь тогда ошибки будет исправлять уже некогда, и за промахи придётся отвечать рублём или положением.

Профессиональные качества

Для составления речей, которые будут иметь успех у аудитории и обеспечат заказчика повышением рейтингов, а исполнителя — щедрым вознаграждением, спичрайтеру необходимо обладать следующими качествами:

  • стопроцентная грамотность и профессиональное владение языком. Филологическое, журналистское, маркетинговое образование приветствуется;
  • знание основ ораторского искусства, психологии, политологии, социологии. Чтобы воздействовать на аудиторию, необходимо знать, по каким принципам речь воздействует на человека;
  • исполнительность и обязательность. В условиях, когда на счету бывает каждая минута, не смогут нормально работать люди, продуктивность которых зависит от настроения, а также не умеющие сосредотачиваться и преодолевать свою инертность.

Профессиональные качества спичрайтераСпичрайтеру, в отличие от своего заказчика, не обязательно быть коммуникабельным и излучать позитивное настроение, хотя это тоже не помешает. Важным качеством является креативность — наличие творческого подхода и умение превратить в содержательную речь даже минимум информации. Важна также стрессоустойчивость. Само собой, необходимо по возможности хорошо изучать запросы заказчика, особенности его работы и характеристики его целевой аудитории.

Плюсы и минусы профессии, перспективность

Преимуществ у профессии спичрайтера несколько:

  1. Объём работы в соотношении с оплатой даже ниже, чем у копирайтеров. Стоимость готового фрагмента текста может достигать таких вершин, которые и не снились журналистам.
  2. Творческие люди, желающие реализации своих талантов, могут получить возможность самореализоваться в полной мере.
  3. Сотрудничество с людьми, наделёнными большим влиянием, всегда открывает немало перспектив.

Есть и пара заметных минусов, которые зависят, впрочем, от условий сотрудничества. Например:

  1. Если спичрайтер работает на заказчика лично, то ему приходится быть всегда готовым к новым заданиям. Ни о какой нормированности рабочего графика и спокойствии и речи быть не может.
  2. Выполнение заказов всегда очень индивидуально, и даже при совершенно грамотном, логично выстроенном тексте не всегда можно рассчитывать на благосклонность заказчика.
  3. В некоторых случаях возможны накладки, при которых заказчик спишет свои собственные промахи на якобы непрофессионально составленную речь.

Суммарно профессию спичрайтера можно назвать переходной на стыке между техническими и творческими занятиями, с оплатой на высоком уровне или по крайней мере на уровне выше среднего, но и с высоким уровнем ответственности. Для стрессоустойчивого и сосредоточенного человека, который хорошо владеет языком и знает, как правильно воздействовать на аудиторию, профессия спичрайтера, вполне вероятно, будет подходящей. Она принесёт немалую прибыль и, возможно, откроет перспективы в той сфере, в которой работает заказчик.

Журналист: Сергей «Танзупар» Абрамов